Крымские власти уже не могут сдерживать цены на бензин
Чего ждать от прайса на местных заправках в 2021 году.
Регулярно возникавший после присоединения Крыма к России вопрос о том, когда на полуострове наконец снизятся цены на горючее, на восьмой год, похоже, окончательно утратил актуальность. Все меры по приведению топливных цен на полуострове в соответствие с материковыми, которые только можно было предпринять, уже задействованы, но значительный разрыв так и не удалось ликвидировать.
При этом крымский рынок горючего по-прежнему реагирует — неизменно в сторону повышения цен — на любые негативные факторы, и в этой ситуации оптимистичный для потребителей сценарий может быть только один: удержание роста стоимости топлива в пределах официальной инфляции.
В Новый год с новыми ценами!
В начале 2021 года горючее на крымских АЗС вновь заметно подорожало — сначала под влиянием роста цен в оптовом звене рынка нефтепродуктов, а затем в связи с резким похолоданием, обрушившимся на все Северное полушарие.
По данным Крымстата, за последние пару месяцев на АЗС Симферополя дизельное топливо увеличилось в цене на 1,4% (до 49,32 рубля за литр на 15 февраля), бензин АИ-92 — на 1,7% (до 46,43 рубля), хотя стоимость литра бензина марок АИ-92 и АИ-95 по сравнению с серединой декабря почти не изменилась.
Традиционное сравнение крымских цен на горючее с ценами в Краснодарском крае демонстрирует, что значительный разрыв между ними никуда не делся. По данным администрации Краснодара на 17 февраля, литр АИ-92 на АЗС кубанской столицы в среднем стоил 44,65 рубля, то есть на 4% меньше, чем в Симферополе, а разница в средней стоимости литра АИ-95 оказалась еще больше, целых 5% - 48,78 рубля в Краснодаре против 51,23 рубля в Симферополе.
После прошлогоднего коронавирусного форс-мажора многие наверняка забыли о том, что ровно год назад официальные лица уверенно прогнозировали сокращение разрыва цен на горючее в двух регионах после запуска железнодорожной части Крымского моста. Например, в конце прошлого февраля руководитель УФАС по РК и Севастополю Евгений Костюшкин говорил, что с введением железнодорожной части моста цена на бензин «уже будет отличаться на копейки, а не на рубли».
Очевидно, что эти расчеты не оправдались, но это ещё полбеды. Вторая половина печальной реальности крымского топливного рынка заключается в том, что за год цены вновь росли привычными темпами. Наиболее существенно по сравнению с февралем прошлого года подорожал бензин АИ-95 — на 5,1%, по данным Крымстата.
«Народный» бензин АИ-92 за год увеличился в цене всего на 1,7%, но, как показывает очередное исследование доступности бензина в регионах агентства РИА «Рейтинг», Республика Крым и Севастополь по цене 92-го по-прежнему сопоставимы с рядом регионов Дальнего Востока и Калининградской областью, где логистическая составляющая в стоимости топлива очень высока.
Дефицит, выгода, биржа
В Крыму с открытием железнодорожной части моста ситуация с логистикой в самом деле стала проще — по данным Крымской железной дороги уже в июле-ноябре прошлого года прибытие нефтепродуктов увеличилось на 40%. Но цены на горючее продолжали расти.
В Крыму цены на бензин в прошлом году поднялись по тем же причинам, что и по всей России, отмечает основатель сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber Артем Скворцов. По его словам, во время ограничений, связанных с коронавирусом, в топливной отрасли многие производства были остановлены на реконструкцию, далее не планировалось быстрого возврата к прежним объемам потребления горючего, поэтому в определенный момент образовался дефицит топлива. Кроме того, для нефтяных компаний по-прежнему привлекательнее экспортная альтернатива на внешних рынках, поэтому они отправляют на экспорт больше топлива.
Очередной цикл роста цен на горючее в оптовом звене стартовал в конце прошлого года вместе с возвращением мировых цен на нефть на докризисный уровень более 50 долларов за баррель. Однако Минэнерго РФ не пошло навстречу очередной просьбе нефтяников скорректировать демпферный механизм ценообразования на топливном рынке, сославшись на то, что темпы роста цен на нефтепродукты соответствуют инфляции.
Вместо этого по итогам переговоров с нефтяными компаниями было принято решение увеличить объем переработки нефти до 1,6-1,7 млн тонн в месяц к 1 мая и увеличить объемы продаж нефтепродуктов с помощью биржевых механизмов.
В соответствии с совместным приказом Минэнерго и ФАС, производители теперь обязаны реализовывать через биржу не менее 11% от производства бензина и керосина (ранее — 10%) и не менее 7,5% от производства дизельного топлива (ранее — 6%). Теоретически это решение выглядит выгодным для Крыма, поскольку основной объем горючего для полуострова закупается именно через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ).
Однако, отмечает преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Сергей Жильцов, повышение биржевых лимитов несущественно — следовательно, и эффект от него будет минимальным. При этом, полагает эксперт, переход от традиционного ценообразования к биржевому может только повысить волатильность цен на топливо, рыночному же снижению цен могут способствовать только фундаментальные факторы.
Биржа как инструмент снижения стоимости топлива работает только тогда, когда она является площадкой для действий нескольких реально независимых друг от друга игроков, указывает независимый эксперт нефтегазового рынка Александр Полыгалов. Реальная независимость, в частности, означает, что любой из таких игроков либо владеет заправочной и распределительной инфраструктурой, либо способен обеспечить для своего топлива недискриминационный доступ к такой инфраструктуре — а как со всем этим в реальности сегодня обстоит дело в Крыму, попросту неизвестно.
Специфика топливного рынка Крыма
Даже несмотря на то, что Крым давно, как считается, интегрировался в российское экономическое пространство, унаследованная от Украины специфика его топливного рынка во многом сохраняется, добавляет Александр Полыгалов. Об особенностях функционирования топливного рынка Крыма, по его словам, по-прежнему понятно гораздо меньше, чем можно сказать про любой другой российский регион, включая даже регионы Северного Кавказа.
«В регионах подальше от центра, как правило, не всегда ясны — как минимум официально — конечные бенефициары тех или иных розничных продавцов и посреднических структур между нефтепереработкой и розницей. Где-то это проявляется особенно ярко и выпукло, например, в сегменте авиакеросина, а где-то всё ясно и прозрачно даже на официальном уровне. А в каком-то регионе, как говорится, "все всё знают" и "все всё понимают", но неофициально», — пояснил эксперт.
Речь идет именно о местных игроках либо о тех, кто издавна погружён в специфику региона, продолжил он. Полный список бенефициаров крымского топливного рынка и сложившиеся между ними договорённости пока не известны.
В данном случае можно вспомнить о неоднократных намерениях крымских властей привести на полуостров какого-то внешнего игрока топливной розницы. Опять же, многие, наверное, уже и забыли, как в октябре 2019 года глава РК Сергей Аксенов на одном из мероприятий, организованных Госдумой, рассказывал, что региональные власти ведут переговоры с некой компанией из Татарстана, которой было предложено создать на полуострове сеть АЗС, альтернативную местным игрокам.
«Нас сегодня убивает отсутствие конкуренции. Поскольку крупных игроков на рынке нет, это позволяет нашим нефтетрейдерам выставлять соответствующую цену. Задача — добиться реального понижения цен хотя бы на семь-восемь процентов в реальном отношении», — говорил тогда Аксенов.
Как видно, эта ставка тоже не сыграла — топливных операторов с материка, желающих работать в Крыму, за последние годы не нашлось. Для российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) работа на полуострове затруднена западными санкциями, а региональные сети АЗС определенно видят в Крыму другие риски — преимущественно нерыночного характера. Если за семь лет доставшаяся в наследство от Украины структура топливного рынка почти не изменилась — значит, это кому-нибудь нужно, а чужаков тут не особенно ждут.
Предел усилий
Инструментом ограниченного применения оказались и административные меры воздействия на рынок вплоть до грозных окриков на местные сети АЗС. Пик активности антимонопольных органов пришелся на 2019 год, когда цены на бензин в Крыму в самом деле пошли вниз, но в прошлом году они, как мы уже видели, снова выросли, и особого рвения антимонопольщиков по этому поводу не наблюдалось. Не исключено, что власти просто ощутили некий предел своих усилий.
«Давление властей на представителей топливного бизнеса позволит сдерживать цены в регионе некоторое время. Но любые нерыночные механизмы сдерживания цен имеют негативные последствия для экономики»», — отмечает Сергей Жильцов.
В долгосрочной перспективе, считает он, такие шаги приведут к нарушению инвестиционных циклов и росту долговой нагрузки на топливные компании, что впоследствии приведет к ещё большему росту цен. По его мнению, для решения проблемы с ценами на бензин в Крыму нужно повышать уровень платёжеспособности населения, а не ломать хрупкие механизмы топливного рынка. Анализ мирового опыта подтверждает бессмысленность и вред от искусственного сдерживания цен на топливо, добавил эксперт.
Из всего этого напрашивается вывод, что репертуар каких-то специальных мер для крымских топливных цен, по большому счёту, исчерпан. Все, что могли, власти уже сделали (или не сделали, но по меньшей мере пытались), а дальше пусть все решает пресловутая невидимая рука рынка вкупе с теми правилами игры, которые устанавливаются на федеральном уровне.
Прогнозы
Любопытно, что такая позиция вполне соответствует тем ожиданиям, которые сейчас сложились на рынке. Как отмечает независимый топливный эксперт Виктор Костюков в комментарии к торгам на СПбМТСБ 1-5 февраля, достигнутый уровень цен на бензин можно считать результатом компромисса между интересами производителей, интересами государства в части наполнения бюджета страны и потребителей топлива.
А дальше есть все основания полагать, что достигнутые в январе максимумы бензиновых индексов сохранятся до конца 2021 года, если мировая экономика начнет восстанавливаться после пандемии, а нефтяные котировки не обвалятся ниже 55 долларов за баррель.
По итогам января благодаря восстановлению цен на нефть производители нефтепродуктов впервые получат выплаты из бюджета за счёт демпфирующего механизма. Так что есть все основания предполагать, что оптовые цены на топливо расти пока не будут. Сейчас, отмечает Артем Скворцов, правительство вмешалось и в ситуацию с экспортом топлива, этот процесс притормозили — «всё в итоге будет хорошо», прогнозирует эксперт.
Но ждать чудес в Крыму уже точно не приходится. Если исходить из двух предпосылок — что цены на топливо на полуострове уже подчиняются общероссийским закономерностям и что федеральное правительство считает нормальным рост цен на горючее в пределах инфляции, — то прошлогодний рост цен не выглядит какой-то аномалией.
Официальный показатель инфляции в среднем по России в прошлом году составил 4,9%, а в Крыму и Севастополе он оказался еще выше, так что формального повода для очередных громких заявлений в адрес заправщиков у властей, похоже, не возникает. Остается лишь смириться с тем, что бензин в Крыму будет существенно дороже, чем на материке, ещё, видимо, долго.
Автоэлектрик-диагност
eg.MRL 16.03.2024 10:39Студия дизайна и полиграфии "БантиК"
анна 18.01.2022 10:26Студия дизайна и полиграфии "БантиК"
Олеся Щедровец 16.01.2022 14:46Студия дизайна и полиграфии "БантиК"
МАРИАННА Midelanta 16.01.2022 11:41Ремонт, чистка бойлеров в Севастополе
Адександр 03.08.2021 18:38